Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божьей МатериБОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ — икона, написанная в начале XII в. в Константинополе, одна из древнейших Святынь Русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. – Милующая), или Умиления (Милосердная).

Владимирская икона Божией Матери представляет собой поясное изображение Богоматери в темно-красном с алой каймой мафории, с младенцем Христом на правой руке, в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею и прильнувшим (щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божией Матери написана с необычайной теплотой, отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. На гиматии Христа – клав, оливково-зеленая полоса вокруг пояса и через плечо — византийский знак царской власти. Золотой фон Владимирской иконы Божией Матери символизирует Божественный свет. По сторонам — византийская контрактура, сокращение слов с помощью первой и последней букв  МР  ФV   (греч. «Матерь Божия»), рядом  IС   ХС (греч. «Иисус Христос»).

Предание о Владимирской иконе Божией Матери

По преданию, Владимирская икона Божией Матери восходит к типу Одигитрии, впервые написанному Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила сама Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитает­ся как первый живописец и покровитель всех художников. Предания о Луке-иконо­писце восходят к VI в., в греческих руко­писях они зафиксированы в X в.

Однако  приписывается Евангелисту не одна, а несколько икон. Одна из них была при­слана из Иерусалима в Константинополь, другая хранилась в Эфесе. Еще одна отправ­лена на Кипр. Четвертая икона Евангелиста Луки храни­лась во Влахернах.

Владимирская икона Божией Матери на Руси

В 1131 г. один из списков иконы подарен константинопольским патриархом киевскому князю Мстиславу (1125-1132). Вместе с иконой, в дальнейшем получив­шей название «Владимирская», на Русь была привезена другая — Пирогощая. Еще один список Константи­нопольской Одигитрии известен под назва­нием Богоматерь Вознесенская. Множе­ственность списков, однако, не противоре­чила главной идее — созданию подлинного образа, благословленного самой Богомате­рью и потому распространяющего Боже­ственную благодать. В 1155 г. князь Анд­рей Боголюбский увез чудотворный образ Божией Матери на Север и поместил его в специально воздвигнутый Успенский собор во Владимире. После победы князя Андрея над волжскими болгарами в 1164 г.  икона Божией Матери впервые упоминается в ле­тописи как Богоматерь Владимирская. Тогда же установлен праздник в ее честь (1 августа).

Владимирская икона Божией Матери — чудотворная

Когда в 1238 г. монголо-татары ворвались во Владимир и подожгли Успенский собор, икона Богоматери чудес­ным образом уцелела. В 1395 г. полчища Тамерлана (в летописи — Темир Аксака) подошли к Москве. Князь Василий I Дмит­риевич, моля Богоматерь о заступничестве, посылает во Владимир за чудотворным образом, и икона прибывает в Москву. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери москвичами был ос­нован Сретенский монастырь (церк.-слав. съретение — встреча; теперь на этом месте проходит улица Сретенка); новый праздник «Сретения иконы Владимирской Божьей Матери» установлен 26 августа. После чу­десного избавления от монгольского наше­ствия икону Богоматери Владимирской отождествляли с чудотворным образом константинопольской Одигитрии, написанным Евангелистом Лукой, и она стала палладиумом Московского государства. Митрополит Фотий в 1410-х гг. украсил икону роскошным золотым окладом. Богоматерь мирская позднее несколько раз  возвращалась во Владимир, но в 1480 г. та снова торжественно перенесена в Успенский   собор  Московского  Кремля, только что  отстроенный  А.  Фьораванти, зодчим из Болоньи.

Одигитрия — Владимирская икона Божией Матери

В  1480 году полчища Золотой  Орды   после   «Стояния   на   Угре» окончательно отступили, и это связали с заступничеством  Владимирской иконы Божией Матери.   Еще   ранее, в 1453 г. пала Византийская империя, в Константинополе, разгромленном турками, погибла Одигитрия работы Луки. Центром православного мира стала Москва. В конце XV в. в «Московском летописном своде» икона Богоматери Владимирской сравнивается с константинопольской Одигитрией, оставшейся невредимой во время взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Владимирская икона сопоставляласъ с чудотворной Влахернской и с ризой Богоматери, которые хранились в Константинополе и спасали этот город от варваров. В конце XV — начале XVI вв. литературно оформлялась политическая идея: «Москва — Третий Рим». В 1547 г. князь Иван IV Васильевич венчается на царство и тогда же Богоматерь Владимирская «начинает восприниматься  как  единственная  подлинная икона Евангелиста Луки, являющая собою живую Матерь Божию».

Почитание Владимирской иконы Божией Матери

В начале XVI в. икона «поновлялась», а во Владимир было отправлено несколько новых «запасных» списков. Для Успенского собора Московского Кремля сделана еще одна копия с «праздниками» в клеймах, повторяющими рельефные   чеканные   изображения оклада митрополита Фотия.  В середине  XVI в. одному из московских юродивых блаженному   Василию   Нагоходцу   было видение: икона Богоматери Владимирской, вся в огне, уходит из Успенского собора из-за тяжких грехов людей, но потом, благодаря молениям русских святых, воз­вращается. Накануне Казанского похода 1552 г. царь Иван IV Грозный молился перед иконой, но в поход ее не взял, а оставил в Москве как защитницу города.

Венчание на царство перед Владимирской иконой Божией Матери

Перед иконой Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией», или «Одигитрией Евангелиста Луки». В чине Большого Крестного хода икону выносили из Успенского собора как главную святыню. Один из ее списков пер­вой половины XIII в. известен как «Бого­матерь Белозерская» (происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, ныне в Русском музее в Петербурге).

Списки Владимирской иконы Божией Матери

Еще одна близкая ей знаменитая икона — Богоматерь Донская. Константинополь­ский список XII в., хранившийся в Успен­ском соборе Московского Кремля, к счас­тью, уцелел. После реставрации он поме­щен в Третьяковскую галерею в Москве. Однако только небольшая часть живописи этой иконы относится к XII в. Она «запи­сывалась» четыре раза, существенные «чинки» производились в XIII, XIV, XV и XVI вв. Владимирская Богоматерь была выносной иконой, в ее ниж­ней части сохранились следы рукояти, а на оборотной стороне изображены престол, Св. Дух в виде голубя, орудия Страстей.

Владимирская икона Божией Матери — источник вдохновения

Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры А. Рублев и Дионисий. В XVII в. оригиналь­ную композицию создал С. Ушаков. Она называется «Древо Московского государ­ства», или «Похвала Богоматери Владимир­ской» (1668). В центре иконы, в овальном медальоне изображена Богоматерь с мла­денцем, в общих чертах повторяющая Вла­димирскую. Внизу — изображе­ние Московского Кремля. Из «недр» пяти­главого Успенского собора прорастает «Древо», по сторонам от которого — Вели­кий князь Иван Калита и митрополит Петр. В ветвях «Древа» — медальоны с портретами царей, патриархов, митропо­литов московских, царевен и царевичей, святых и блаженных. В руках у них свитки с текстами акафиста, славящего Богоматерь. Вверху — Христос, передаю­щий Ангелам корону и ризу московских царей. Богоматерь именуется в текстах акафиста «Древом Благоплодовитым». Икона происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве, с 1930 г. хранится  в Третьяковской галерее. Известны и мно­гие другие списки Владимирской иконы, (они именуются по месту происхождения: Владимирская-Заоникеевская, Владимирская-Оранская, Владимирская-Ростовская, Владимирская-Селигерская.

Иконография Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе «Умиление». Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

Что такое Богоматерь «Умиление»

Богоматерь «Умиление» — Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) — буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской и др.).

В княжение благоверного великого князя Василия Дмитриевича(Василий II Дмитриевич княжил с 1389 по 1425 г), при святейшем митрополите Киприане (Киприан управлял московскою митрополиею с 1380 по 1385 г.; затем вторично с 1390 по 1406 г.), случилось нашествие на землю Российскую агарянского царя (завоевателя монгольского) Тамерлана; сей Тамерлан, поднявшись с востока с великим воинством, покорил много стран и, наконец, приблизился к пределам страны Российской. Подойдя к границам области Рязанской, Тамерлан взял город Елец, пленил князя елецкого и умертвил многих христиан; ибо был ненавистником и грозным преследователем христиан. Тамерлан похвалялся опустошить всю землю российскую и искоренить веру христианскую; сей опустошитель направил путь свой к городу Москве, намереваясь его разрушить.

Когда великий князь Василий Дмитриевич услышал об этом, то собрал своих воинов и направился к городу Коломне. Отправившись отсюда, он остановился на берегу реки Оки и ополчился здесь против неприятеля; Тамерлан же простоял на одном месте пятнадцать дней. Когда великий князь (и все воины христианские) узнал о великой силе нечестивого царя, пришедшего в Россию с многочисленным войском, услышал также и о его злом намерении, то вместе с воинами поднял к небу руки свои и помолился со слезами к Господу и к Пречистой Матери Божией, прося об избавлении от того безбожного агарянина: великий князь призывал на помощь угодников Божиих, святых иерархов Петра и Алексия, преподобного Сергия и прочих российских чудотворцев.

Одновременно с тем великий князь попросил отца своего духовного, преосвященного митрополита Киприана, объявить народу пост с молитвою; великий князь просил также митрополита взять из города Владимира чудотворную икону Матери Божией и принести эту икону в Москву для защиты престольного города российского. Святитель Божий Киприан и ранее помышлял принести в Москву упомянутую честную икону Матери Божией; когда же получил повеление от князя, тогда со усердием возблагодарил Бога за то, что Он вложил в сердце великого князя ту же мысль; единомыслие с великим князем святейший митрополит принял за знамение Божия благоволения и соизволения на то, чтобы чудотворная икона Богоматери была принесена в Москву.
В скором времени после сего митрополит послал во Владимир нарочитых мужей чина духовного, дабы взять там честную икону Богоматери; собрав весь чин духовный и множество народа, святейший митрополит соборно принес молебствие о победе над врагами и заповедал всем пост с молитвою, сам же не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинах его и о всех православных христианах.

Когда честная икона, взятая в городе Владимире, приближалась к городу Москве, в пятнадцатый день месяца августа, в праздник Успения Пресвятая Богородицы, навстречу ей вышел преосвященный митрополит с прочим чином духовным и со множеством народа. Увидав ту святую икону, все пали на землю и поклонились ей как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с великою радостью приняли ее; взирая на сию икону, все проливали слезы со умилением и молились Богоматери об избавлении от нашествия агарян.

Общая усердная молитва не была напрасною: в тот же день, в который честная икона Пресвятой Богородицы была принесена в Москву, нечестивый царь агарянский Тамерлан пришел в ужас, быв испуган страшным видением во сне, и побежал обратно со всем войском своим, хотя никто его не преследовал.
Видение же было ему такое: он увидал пред собою высокую гору, с верха которой шли святители на него, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему; над святителями сими Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и Царицу некую, стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облеченную в ризу багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца. Кругом сей Царицы находилось бесчисленное множество вооруженных воинов, служивших Ей и как бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простерты к небу — Она как бы молилась. Тамерлану казалось, что Царица сия угрожала ему, повелевая отойти от пределов земли Российской и как бы приказывая воинству Своему устремиться на него.
От сего страшного видения Тамерлан пришел в ужас; встав с постели своей, он в страхе закричал:
— Горе мне, ибо я видел страшное зрелище!
И трепетал несчастный, сотрясаясь и стеная, и находился как бы в исступлении.
Спустя некоторое время Тамерлан пришел в себя, позвал князей и военачальников своих и рассказал им все, что видел, трясясь от страха.
Они же, выслушав рассказ Тамерлана и увидав, что он трясся от страха, пришли также в ужас и, недоумевая, спрашивали друг друга:
— Что же будет теперь?
Некоторые же говорили:
— Виденная Царица есть Матерь Бога христианского, Господа Иисуса Христа; несомненно, Она намерена защитить христиан, ибо Она их Помощница и Заступница.
Тамерлан сказал:
— Если христиане имеют такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на них; мы трудимся суетно; ибо если Она пошлет только одного из числа предстоящих Ей, то Она победит нас всех, так что мы не найдем и места, куда мы могли бы убежать.
Таким образом тот нечестивый царь со всем своим воинством агарянским возвратился обратно, убежав со стыдом, ибо агарянам казалось, что многие полки воинов из земли Российской преследовали их; придя от сего в страх и трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое в плен.
Так дарована была православным христианам победа над врагами без боя и поражение без пролития крови, по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.
Сие нашествие Тамерлана вместе с агарянами и чудесное изгнание его из пределов земли Российской совершилось в 6903 году ( в 1395 г. от Р. X.) от сотворения мира ( В 1395 г. от Р. X.); с того времени в царствующем городе Москве был установлен праздник в честь сретения иконы Пресвятой Девы Богородицы, именуемой Владимирской (Прим. 1), в незабвенное и благодарственное воспоминание чудесного избавления от агарян, дарованного по заступлению Матери Божией. Да будет и от нас воссылаться всегда Матери Божией вместе с родившимся от Нее Христом Богом честь, слава и поклонение ныне и в бесконечные веки.
Аминь.

Прим. 1. Через 85 лет после описанного события было установлено второе празднование Владимирской иконе, 23 июня, в благодарность за избавление от нашествия ордынского хана Ахмата в 1480 г. «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, — говорили в объяснение сего чуда русские летописцы. — Нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В 1521 г. опять двинулись на Россию монголы под предводительством Махмет-Гирея. Заступлением Богоматери и на сей раз Москва была спасена от врагов. Память этого события совершается св. Церковью 21 мая. В 1812 г., во время нашествия французов, чудотворная Владимирская икона вместе с иконами Иверскою и Смоленскою была увезена в Муром 1 сентября преосвященным архиепископом Августином и по освобождению Москвы от врагов была возвращена опять в столицу 20 октября. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *