Правильное понимание жестов на иконах

Материал для этой статьи не является открытием. Об этом писано довольно давно, в частности профессором Голубинским ещё в конце XIX века. Но, увы, как говорил о нас Пушкин в своё время, что мы «ленивы и не любопытны»,  с тех пор мало что изменилось. Вот и возникают ситуации, когда в древнем традиционном христианском жесте новоявленные зилоты видят «длань  сатаны». О чём, собственно речь?  Вот перед  нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, большая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно уточнит: «древлеправославное двуперстное».

Допустим. А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIVвека, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим, Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны.

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы» ,VI  век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно не христианский сюжет той же, примерно, эпохи: иллюстрированная рукопись гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы видим точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

Здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности, не возникли на пустом месте. Они являются, так сказать творческой переработкой эллинистической античной культуры.  И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов, был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :

 

1.      Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения.

2.       Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

3.       Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

4.       Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.

В иконографии мы видим то же самое:

1.        Мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде. X век.

 

2.        Там же.

 

3.        Мозаика собора Сан-Марко в Венеции.

 

4.     Ну с этого жеста, мы, собственно, и начали наш разговор.

 

 

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило подразумевают прямую речь персонажа, а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской, упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, который изображен «протягивающим персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, (а) а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещания означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.

материалы взяты с сайта http://bizantinum.livejournal.com/36358.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *