Виды икон

Венчальная пара.

Спас Нерукотворный Казанская икона Девы Марии

В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» — традиционная композиция, которая преподносится молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего очага.
Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха — иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма,держат в руках. Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне венчания.Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах. Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы (31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из евангельской истории.Венчальная пара — это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей) и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары,былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории семьи.

Мерные иконы.

Святая мученица Людмила княгиня Ческая

Мерная икона — образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца — входит в число древнейших православных традиций.Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной прерогативой дворянства и царской власти. Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости, оставались недоступными для представителей низших сословий. В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному человеку и связанных с его жизнью и c судьбой. Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой c стороны,мерная икона — это и ценный подарок, который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после рождения ребенка. Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту. Традиционно «родимый образ» представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях образа.

Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.

Именные.

1

Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых — именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми стилистическими и символическими чертами.Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.Иконы соименных святых существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву. Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон, принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.Иконография именных икон чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь. В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.

Семейные.

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, венчальные — к обручению, обетные — по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Обетная икона.

Обетная икона пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нредко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,которые угрожали родным и близким. В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства знаменитых правителей и полководцев. Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен. Немало венчальных, семейных и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *